А перспективен ли стартап?
Стартап – коммерческая структура с небольшой историей присутствия на рынке. В Беларуси последние годы ознаменованы ростом интереса со стороны государства к развитию бизнеса. На каждом углу рассказывают про новые компании, которые буквально за считанные месяцы порвали ту или иную отрасль.
Объективная реальность демонстрирует обратную картину. Скажем больше, во всем мире давно устоялось убеждение, что закрывать стартап без профита – нормальное положение дел. Web Focus в работе опирается на наблюдения авторитетных специалистов, а они неутешительны:
- 92% таких образований умирает еще на стадии запуска;
- 74% из оставшихся – на этапе масштабирования.
Когда разговор о корпорациях, ситуация несколько позитивнее, ведь обычно экспериментируют в направлениях, которые считают собственной сильной стороной. Но даже в таком контексте на стабильный доход стоит рассчитывать 4% счастливчиков.
Как понять, надо ли развиваться? Хватит ли сил и ресурсов? Может, уместнее переключиться на другой проект? Давайте рассуждать вместе.
Рынок
Обычно изучается еще до формирования гипотезы. Такой тип исследований принято называть кабинетным. При этом никто не гарантирует, что дальше не выяснится, что оценки оказались ошибочными, рынок изменился еще до того, как предприниматель успел что-то сделать.
Считаете, что продукт станет интересен миллионам? Этого мало, чтобы положить начало стартапу. Важно четко уяснить, кто готов не только выражать одобрение, но и платить кровные. Сбыт способен оказаться значительно уже, чем помышляли неопытные бизнесмены. Стоит выделить ряд типичных причин такого положения дел:
- Рынок не ощущает проблему, поэтому пользователи не готовы оплачивать ее решение. Можно, конечно, производить продукт, о котором и не помышляли (вспомните про айфоны, когда в тренде были кнопочные аппараты), но это дорого, под силу только маркетологам от бога. Общий принцип: нет спроса – нет проекта.
- Рынок демонстрирует недостаточные объемы, ведь нужна не только заинтересованность, а такое количество потенциальных покупателей, которое окажется интересным учредителю стартапа.
- Вход в рынок слишком дорог и не оправдан по причине наличия альтернативных решений или серьезной конкуренции. Отсутствие спроса – ужасно, но и участие в направлении, которое и без Вас замечательно представлено, вряд ли сулит привлекательные перспективы.
- Рынок не воодушевляет. ООО «Веб Фокус» обращает внимание, что оценивать стоит не только текущую ситуацию, но и прогнозы на долгосрок. Например, при нисходящем тренде не стоит инвестировать в проект.
Стартап в РБ способен так и не реализоваться по массе причин. Имейте голову на плечах, не мечтайте о мешках денег, когда еще даже не открылись. Многое способно сыграть злую шутку с предпринимателем, оставив без капитала.
Корпорация
Крупные игроки диктуют ограничения для проектов, в которые готовы вкладывать средства. Часть критериев применима и к бизнесу, который рассматриваем сегодня, даже если запускается независимыми командами. Рекомендуем в самом начале оговорить каждую опорную точку, чтобы в сложных условиях было легче принимать решения о целесообразности продолжения работы.
Бывает, что проект не укладывается в стратегию компании или не дополняет ключевые вектора деятельности. Стартап в РБ моментально найдет отклик, только если способен усилить текущие позиции, давать потребителям дополнительные возможности. Например, приложение, которое позволяет мастерской вести учет затрат на комплектующие, аренду, отслеживать завершение гарантийных сроков и т.д.
Компания обязана иметь уверенность, что сумеет запуститься лучше других. Если говорить о том же ПО, зачем делать то, что уже замечательно реализовано иными игроками рынка? Важно понимать собственные преимущества.
Имеют значение и этические нормы. Подобные ограничения стоит учитывать еще до фильтрации стартапов, чтобы не тратить ресурсы на исследование рынка.
Экономическая сходимость
Начало стартапа способно так и не случиться, если разработка продукта или привлечение потенциального клиента слишком дороги. Если с первым все относительно ясно, то аудитория способна дать горький урок и позже, на стадии тестирования.
Сегодня популярна виртуальная реальность, но сказать в этом направлении предстоит еще так много, что на создание конкретного решения не хватит средств даже у многих серьезных структур. Если говорить о сферах, где сложно привлечь клиента, то традиционно это логистика. Входить стоит только с реально серьезным продуктом.
Процессы
В особенности ощутимо, когда в роли учредителей выступают крупные проекты. Допустим, основатель одновременно трудится начальником отдела. Надо находить время для всего. Если человек разочаруется в стартапе, детище непременно развалится. Некоторые считают, что легко передать другому, но достойная идея не всегда отделима от конкретного лица. Малым командам это не свойственно, ведь нет отвлекающих факторов.
«Веб Фокус» рекомендует внимательно отслеживать изменения. Стартапы развиваются короткими «перебежками». В понедельник дается план на неделю, воплощение которого контролируется в пятницу. Если какое-то время ничего не меняется, стоит задуматься о полной остановке. Сэкономите и время, и силы, и деньги.
Подходить к оценке надо комплексно, учитывая различные критерии. Держите в голове, что ошибка способна обойтись весьма дорого. Как известно, упущенная прибыль лучше реальных убытков, хотя стоит понимать, что риски – нормальная составляющая бизнеса, поэтому бояться собственной тени не рекомендуем.
Считаете, что с таким подходом ни один стартап не вырастет в нечто стоящее? Вовсе нет. Присутствует масса перспективных направлений, в которых ЦА готова не только интересоваться товаром, но и тут же платить за него. За такие идеи и стоит цепляться. Остальное – в корзину!
в>Предыдущие комментарии: нет комментариев
Другие статьи
Оставьте заявку
Расскажите о своем проекте и задайте свои вопросы.
Вскоре наш специалист свяжется с Вами!
впечатления
Отзывы клиентов
Все отзывыНепременно ознакомьтесь с тем, что пишут о нашей компании клиенты. Мнение тех, кто платит свои деньги, стоит дорого! Рады, что выбрали верный вектор развития. Работали и с директорами заводов, и с ИП. Найдем продуктивный язык и с читателем.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите через соцсеть